247801, Гомельская обл., г. Наровля,

ул. Октябрьская, 119 e-mail: info@narcrb.by
Главный врач: Афанасенков Иван Геннадьевич

тел.: 8(02355) 4-31-70

Выбор языка

Russian

Belarusian

English

Что нужно знать про обслуживание пожарной сигнализации

В течении срока эксплуатации каждой технически сложной системе необходимо обслуживание. Это относится и к пожарным системам. Тем более, что их ежедневная исправная работа не заметна обычному человеку, но становится жизненно необходимой в ситуации реального пожара. Каким же образом получить уверенность в правильной и бесперебойной работе пожарной сигнализации, в том, что она сработает корректно при возникновении чрезвычайной ситуации. Для этого существует техническое обслуживание пожарной сигнализации.

К работам по техническому обслуживанию систем пожарной автоматики допускаются предприятия, организации и учреждения, имеющие специальные разрешения (лицензии) МЧС Республики Беларусь установленного образца на осуществление данного вида деятельности. Техническое обслуживание вышеуказанных систем может осуществляться как предприятиями, эксплуатирующими системы, так и сторонними предприятиями по договорам, заключаемым с предприятиями, эксплуатирующими системы.

Как узнать исправна пожарная сигнализация или нет. Для этого и существует периодическое техническое обслуживание пожарной сигнализации. Решение всех проблем, возникающих в процессе эксплуатации пожарной сигнализации ложится на специалистов по техническому обслуживанию. Закончен монтаж, проведены работы по пуско-наладке, система пожарной сигнализации проверена представителями МЧС. Казалось бы, система должна работать исправно и долго без какого-либо вмешательства со стороны. Однако на практике это не так.

Реально система пожарной сигнализации без обслуживания, состоящая даже из нескольких пожарных датчиков может корректно работать не более года. Далее она начинает доставать всех окружающих бесконечным ложными тревогами (сигнализация постоянно “пищит” и мигают красные лампочки). Ложные тревоги - это самое неприятное, с чем можно столкнуться, эксплуатируя пожарную сигнализацию. С ними, конечно же, нужно бороться.

Не секрет, что в нашей стране нередко встречается такая ситуация: внешне сигнализация вроде бы работает, но если тщательно проверить, то окажется, что вся системы или ее часть просто отключены. Т. е. в ситуации, если пожар произойдет, то система не выполнить своих функций, т. е. не сможет ни предупредить, ни защитить от пожара. 

Как надо проводить техническое обслуживание пожарной сигнализации?  Согласно ТКП 316-2011, различают следующие виды технического обслуживания: плановое, внеплановое и ремонт.

Плановое техническое обслуживание проводится в объеме регламентов технического обслуживания № 1 и № 2 (далее Регламент № 1 и Регламент № 2 ).

Регламент № 1 включает в себя выполнение работ по внешнему осмотру, проверке работоспособности отдельных технических средств и системы в целом, устранению выявленных недостатков в настройке и работе системы, профилактические работы в объеме чистки ПА проверки остаточной емкости резервного источника питания. Периодичность проведения Регламента № 1, не реже одного раза в месяц.

Регламент № 2 включает в себя выполнение работ в объеме регламента № 1 по внешнему осмотру, проверке работоспособности отдельных технических средств и системы в целом, устранению выявленных недостатков в настройке и работе системы, а также профилактические работы (работы планово-предупредительного характера) для поддержания ПА в работоспособном состоянии в расширенном объеме, включающем проверку помехоустойчивости технических средств, измерение основных параметров технических средств и системы в целом. Периодичность проведения Регламента № 2 не реже одного раза в квартал с учетом рекомендаций производителя средств ППЗ.

Внеплановое техническое обслуживание проводится в объеме Регламента № 2 при выдаче системой сигнализации 3-х и более ложных срабатываний по одному и тому же шлейфу (по вине части системы, включенной в один шлейф) в течение 30 календарных дней, жалобах Заказчика на работу системы сигнализации, по решению лиц, ответственных за эксплуатацию и обслуживание систем.

Руководителям и должностным лицам организаций, на которых имеются установки пожарной автоматики необходимо организовать качественный контроль за проведением технического облуживания. Что для этого нужно? В первую очередь, необходимо проверять соответствие выполняемых работ регламенту технического обследования (какой именно регламент должен проводиться указано в графике ТО). Далее при проведении контрольных сработок системы необходимо каждый раз производить сработки от разных извещателей (желательно использовать датчики, установленные на потолке). Если на объекте установлена система передачи извещений о ЧС «Молния», то необходимо контролировать поступление сообщений о срабатывании системы на пункт диспетчеризации УОО «Молния». Ну и конечно же при проведении контрольных срабатываний необходимо проверять работоспособность системы от резервного источника питания (необходимо потребовать отключение пожарной сигнализации от сети).

По всем возникающим вопросам можно обратиться в районный отдел по чрезвычайным ситуациям, где Вам помогут разобраться с таким сложным вопросом как техническое обслуживание систем пожарной автоматики.

Уважаемые руководители, МЧС напоминает: соблюдение противопожарного законодательства – залог безопасности!